• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1864"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W
    Поиск  
    1. Смерть Иоанна Грозного. Действие 5.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    2. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    3. И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой. (часть 3)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    4. С. И. Кормилов: Толстой А. К. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    5. Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    6. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    7. * * * ("Порой веселой мая...")
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Бунт в Ватикане
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    9. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    10. В.И.Кулешов: А.К.Толстой и его роман "Князь Серебряный"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    11. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Основные даты.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    12. Поток-богатырь
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    13. А. К. Толстой: краткая летопись жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    14. Лонгинову М.Н. ("Очень, Лонгинов, мне жаль")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    15. Царь Федор Иоаннович. Действие 5.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Смерть Иоанна Грозного. Действие 5.
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: Г о д у н о в Я, царевич, Тебе слуга и верный твой холоп; Но если б что случилось, посмотри: Мне не дадут тебе служить; все будут Меня чернить! Ф е д о р Я не поверю им! Отец тебя мне слушаться велел, И на тебя во всем я положуся. Прости ж, Борис! Прости же, дорогая Невестушка! Прошу не провожать! (Уходит, сопровождаемый Годуновым.) М а р и я (одна) О господи! Когда бы этот день Скорей прошел! Что муж ни говори, А сам он неспокоен. Мне ж всю ночь Каменье драгоценное все снилось И крупный жемчуг - и руками царь Все рылся в нем, и яхонты, любуясь, Пересыпал. К беде, а не к добру Такие сны! (Задумывается.) Г о д у н о в (возвращается и смотрит на нее) Мария, что с тобою? М а р и я Прости меня. Мне страшен этот день! Ворожеи... Г о д у н о в Ворожеи солгали: Царь стал бодрей. Я видел сам его. М а р и я Однако если б - если б не солгали Ворожеи? Г о д у н о в (понижая голос) Когда бы то случилось - Скажи, Мария,- мы теперь одни,- Ужели б ты?.. М а р и я Нет, господин мой, нет! Не за него, а за тебя мне страшно! Г о д у н о в Как? За меня? М а р и я Не говорил ли Федор, Что, если что случится, он не знает, Как быть ему? Что должен будешь ты Ему во всем указывать? Борис! Что, если вдруг сегодня на тебя Падет вся тягость государства? Если За мятежи, за голод, за войну, За все, за все перед землею будешь Ты отвечать? Г о д у н о в Когда бы в самом деле Случилось то, чего боишься ты, Не слабою рукою б я тогда Приял бразды! Не власти я страшуся. Я чувствую в себе довольно силы Русь поддержать в годину тяжких бед! Нет, я страшусь, что выпадет на долю Неполная мне власть. Правитель царства, Каков ни будь, он тень лишь государя; ...
    2. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: Константинович Толстой. Глава 9. Глава девятая "ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ" Говорят, чужая душа - потемки. А у Толстого она светлая, прозрачная, как воздух в погожее утро. Были люди, и великие люди, заботившиеся о том, что будут писать о них биографы и говорить потомки, и потому предупредительно создававшие собственный образ, ограничивая порой себя в высказываниях, чтобы не нарушать цельной картины, которая так удобно вписывается в соответствующую эпоху. А у этого что на уме, то и на языке. Рубил сплеча Алексей Константинович в своих писаниях, оставаясь в личном общении добрым, сильным, располагающим к себе человеком. "Поэт-богатырь", иногда говорили о нем, подразумевая не только то, что он любил слово "богатырь" и не раз делал героями своих баллад легендарных русских богатырей, но и ум, страсть, благородство побуждений, прямоту высказываний и поэтическую силу. "Когда я смотрю на себя со стороны (что весьма трудно), то, кажется, могу охарактеризовать свое творчество в поэзии как мажорное, что резко отличается от преобладающего минорного тона наших русских поэтов, за исключением Пушкина, который решительно мажорен". Пушкин считал национальным признаком русских "веселое лукавство ума". Алексей Константинович Толстой обладал этим качеством в полной мере. Было бы кстати вспомнить...
    3. И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой. (часть 3)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Толстой только изредка наезжал. Бывая во дворце, он не раз пользовался единственным доступным для него средством - "говорить во что бы то ни стало правду", о котором писал Александру II. В частности, Толстой неоднократно защищал писателей от репрессий и преследований. Еще в середине 50-х годов он активно участвовал в хлопотах о возвращении из ссылки Тараса Шевченко. Летом 1862 года он вступился за И.С.Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День", в 1863 году - за Тургенева, привлеченного к делу о лицах, обвиняемых в сношениях с "лондонскими пропагандистами", то есть Герценом и Огаревым, а в 1864 году предпринял попытку смягчить судьбу Чернышевского. На вопрос Александра II, что делается в литературе, он ответил, что "русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского". Александр II не дал ему договорить: "Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском". Произошла размолвка, и никаких результатов, на которые надеялся поэт, разговор не принес. Однако в обстановке все более сгущавшейся реакции это был акт несомненного гражданского мужества. Несмотря на давнее - с детских лет -...
    4. С. И. Кормилов: Толстой А. К. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: Т. 4.- С. 424). У дяди встречал многих писателей. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Т. принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II. В 1834 г. зачислен "студентом" в московский архив министерства иностранных дел, где мог знакомиться с историческими документами, в 1835 г. выдержал при Московском университете экзамен на чин. В нач. 1837 г. назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, но вскоре получил отпуск и проводил время в новых поездках в России и за границей. В декабре 1840 г. перевелся во 2-е отделение собственной е. и. в. канцелярии, где прослужил без особого рвения много лет, был также делопроизводителем комитета о раскольниках. В 1843 г. стал камер-юнкером, в 1851 г.- церемониймейстером двора. В 1850 г. полгода участвовал в ревизии Калужской губ. где в доме жены губернатора А. О. Смирновой (урожденной Россет, хорошо знавшей А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя) познакомился с Гоголем. Впоследствии поддерживал дружеские или приятельские отношения с И. С. Тургеневым, Я. П. Полонским, И. А. Гончаровым, К. К. Павловой, А. А. Фетом, Б. М. Маркевичем, М. М. Стасюлевичем, историком Н. И. Костомаровым. Светский человек, Т. в молодости часто...
    5. Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    Часть текста: всем исполнителям знать свои роли наизусть. Опыт показал, что не только напоминание не было лишним, но что я не довольно на нем настаивал. Ввиду этого факта я считаю весьма важным поставить теперь в самой главе настоящей статьи энергическое заявление о том, что первое условие порядочного исполнения есть знание ролей совершенно буквально. У каждого автора как выбор выражений, так и порядок размещения слов составляет его особенность и физиогномию. Изменять этот порядок - значит отнимать у него его физиогномию, давать его речи чуждый ей колорит. Если такое обращение не допускается в прозе, то в стихах оно двояко непозволительно, ибо посягает не только на колорит автора, но и на слух публики. Не все равно сказать: Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, - или: Ох, шапка Мономаха, ты тяжела. В первом случае это пятистопный ямб, во втором - вовсе не стих. Какое же впечатление сделает на публику актер, который, не довольствуясь перестановкой слов, вместо: Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, - скажет: Ох, как меня давит Рюрикова фуражка! А искажения, довольно близко подходящие к этому примеру, можно, к сожалению, слышать иногда на нашей сцене. Итак, если трагедия "Царь Федор" будет дана, то прежде всего надобно выучить ее наизусть. Приступаю к ее разбору. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царем Федором как орудием для своих целей. Федор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне ...
    6. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    Часть текста: столом и в обществе Софьи Андреевны. Уже появилась в "Русской беседе" его первая (из напечатанных) поэма "Грешница", пользовавшаяся впоследствии большой популярностью у декламаторов-любителей благодаря звучности стихов и назидательности сюжета. В апреле 1858 года его наградили орденом св. Станислава 2-й степени. Орден этот был предметом особой гордости Козьмы Пруткова и так часто упоминался в сатирических стихах самого Толстого. Одновременно удалось получить длительный отпуск "для излечения болезни, во внутренние области России". Летом Толстой еще раз побывал в Петербурге и присутствовал во дворце на опытах английского медиума Дэниэла Дугласа Юма, поразивших его воображение. Фрейлина А.Ф. Тютчева записала в своем дневнике 10 июля 1858 года: "Приезд Юма-столовращателя. Сеанс в большом дворце в присутствии двенадцати лиц: императора, императрицы, великого князя Константина, наследного принца Вюртембергского, графа Шувалова, графа Адлерберга, Алексея Толстого, Алексея Бобринского, Александры Долгорукой и меня. Всех нас рассадили вокруг круглого стола, с руками на столе; колдун сидел между императрицей и великим князем Константином. Вскоре в различных углах комнаты раздались стуки, производимые духами. Начались вопросы, которым отвечали стуки, соответствующие буквам алфавита..." Можно было бы пренебречь этим упоминанием, если бы "столоверчение" не занимало так упорно умы образованной части общества в XIX веке и не нашло такого широкого отражения в литературе - от Козьмы Пруткова до более серьезных классиков. Сейчас...
    7. * * * ("Порой веселой мая...")
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: ж к нему: "Что ж будет С кустами медвежины, Где каждым утром будит Нас рокот соловьиный?" 11 "Кусты те вырвать надо Со всеми их корнями, Индеек здесь, о лада, Хотят кормить червями!" 12 Подняв свои ресницы, Спросила тут невеста: "Ужель для этой птицы В курятнике нет места?" 13 "Как месту-то не быти! Но соловьев, о лада, Скорее истребити За бесполезность надо!" 14 "А роща, где в тени мы Скрываемся от жара, Ее, надеюсь, мимо Пройдет такая кара?" 15 "Ее порубят, лада, На здание такое, Где б жирные говяда Kормились на жаркое; 16 Иль даже выйдет проще, О жизнь моя, о лада, И будет в этой роще Свиней пастися стадо". 17 "О друг ты мой единый!- Спросила тут невеста,- Ужель для той скотины Иного нету места?" 18 "Есть много места, лада, Но наш приют тенистый Затем изгадить надо, Что в нем свежо и чисто!" 19 "Но кто же люди эти,- Воскликнула невеста,- Хотящие, как дети, Чужое гадить место?" 20 "Чужим они, о лада, Не многое считают: Когда чего им надо, То тащут и хватают". 21 "Иль то матерьялисты,- Невеста вновь спросила,- У коих трубочисты Суть выше Рафаила?" 22 "Им имена суть многи, Мой ангел серебристый, Они ж и демагоги, Они ж и анархисты. 23 Толпы их все грызутся, Лишь свой откроют форум, И порознь все клянутся In verba вожакорум. 24 В одном согласны все лишь: Коль у других именье Отымешь и разделишь, Начнется вожделенье. 25 Весь мир желают сгладить И тем внести равенство, Что все хотят загадить Для общего блаженства!" 26 "Поведай, шуток кроме,- Спросила тут невеста,- Им в сумасшедшем доме Ужели нету места?" 27 "О свет ты мой желанный! Душа моя ты, лада! Уж очень им пространный Построить дом бы надо! 28 Вопрос: каким манером Такой им дом построить? Дозволить инженерам - Премного будет стоить; 29 А земству предоставить На их же иждивенье, То значило б оставить Постройку без движенья!" 30 "О друг, что ж делать надо, Чтоб не погибнуть краю?" "Такое средство, лада, Мне кажется, я знаю: 31 Чтоб...
    8. Бунт в Ватикане
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Ты живешь себе прохладно, А вот нам так безотрадно, Очень уж досадно! Ты живешь себе по воле, Чай, натер себе мозоли, А скажи-ка: таково ли В нашей горькой доле?" Говорит им папа: "Дети, Было прежде вам глядети, Потеряв же вещи эти, Надобно терпети! Жалко вашей мне утраты; Я, пожалуй, в виде платы, Прикажу из лучшей ваты Вставить вам заплаты!" Те к нему: "На что нам вата? Это годно для халата! Не мягка, а жестковата Вещь, что нам нужна-то!" Папа к ним: "В раю дам местo, Будет каждому невеста, В месяц по два пуда теста. Посудите: вес-то!" Те к нему: "Да что нам в тесте, Будь его пудов хоть двести, С ним не вылепишь невесте Tо, чем жить с ней вместе!" "Эх, нелегкая пристала!- Молвил папа с пьедестала,- Уж коль с воза что упало, Так пиши: пропало! Эта вещь,- прибавил папа,- Пропади хоть у Приапа, Нет на это эскулапа, Эта вещь - не шляпа! Да и что вы в самом деле? Жили б вы в моей капелле, Под начальством Антонелли, Да кантаты пели!" "Нет,- ответствуют кастраты,- Пий ты этакий девятый, Мы уж стали сиповаты, Поючи кантаты! А не хочешь ли для дива Сам пропеть нам "Casta diva"? Да не грубо, а пискливо, Тонко особливо!" Испугался папа: "Дети, Для чего ж мне тонко пети? Да и как мне разумети Предложенья эти?" Те к нему: "Проста наука, В этом мы тебе порука, Чикнул раз, и вся тут штука - Вот и бритва! Ну-ка!" Папа ж думает: "Оно-де Было б даже не по моде Щеголять мне в среднем роде!" Шлет за Де-Мероде. Де-Мероде ж той ...
    9. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    Часть текста: Одни подчеркивают социальное значение свершившегося - освободившись от царской службы, теперь он может жить вне общества высшей чиновной бюрократии, чуждой ему по духу. Другие отыскивали в записных книжках варианты перевода стихотворения о Ричарде Львиное Сердце и выделяли стихи: "Он весел душою, он телом здоров; он трубит, поет и смеется". Или: "Привольно дышать на просторе ему, блестят возрождением взоры". А ведь, по сути, оснований для такой восторженности почти нет. Сам он излишне драматизировал свое былое положение, угнетавшее его скорее морально, поскольку не было такой возможности избегать своих обязанностей при дворе, которой он бы не воспользовался. Уверившись сам и доказав всем, что он настоящий художник, Толстой понимал, какая ответственность ложится на его плечи после громогласных заявлений о своем призвании. И, пожалуй, нет на свете более тяжкого бремени, чем эта ответственность писателя, поэта, художника перед самим собой и читателями. Требовательность к себе растет вместе с успехом; опытный глаз зорче подмечает недостатки написанного; растет число отвергнутых вариантов; в душу закрадывается страх не оправдать ожиданий читателя, и работа замедляется под гнетом сомнений. Именно это бремя и наваливалось на Алексея Константиновича, порождая постоянное беспокойство, заставляя метаться с места на место... Но теперь главный источник раздражения - служба при дворе - устранен. Он мог посвятить себя полностью тому, что постепенно...
    10. В.И.Кулешов: А.К.Толстой и его роман "Князь Серебряный"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: А.К.ТОЛСТОЙ И ЕГО РОМАН "КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ" Встречи читателя с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя как бы невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н.Толстым, и всегда требуется специальное пояснение: о каком Толстом идет речь, кто этот - по возрасту первый и по рангу "второй" - Толстой? У Алексея Константиновича Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые "пронзительно" действуют на душу, давно сделались всенародными, и иногда люди удивляются, узнав, что вообще у этих произведений есть автор и имя его А.К.Толстой. Речь идет о романсах на слова А.К.Толстого: "Колокольчики мои, цветики степные", "Средь шумного бала", "Звонче жаворонка пенье", "Не ветер, вея с высоты", "Кабы знала я, кабы ведала". Есть стихи А.К.Толстого, которые живут не только как тексты, положенные на музыку, а сами - великая музыка, шедевры русской лирики, как, например: "Ты знаешь край, где все обильем дышит..." - здесь говорит он о милой его сердцу Украине: свое детство и многие годы, вплоть до кончины, писатель провел в Красном Роге на Черниговщине. А когда мы приходим в Московский Художественный театр на спектакль "Царь Федор Иоаннович", являющийся в течение восьмидесяти лет жемчужиной в его репертуаре, с постановки которого началась история этого замечательного театра, то ведь мы вспоминаем или с приятностью узнаем, что пьеса-то написана А.К.Толстым. Классик перед нами несомненный, со взлетами на самый что ни на есть...