• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (rus-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1854"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W
    Поиск  
    1. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 5.
    Входимость: 4. Размер: 70кб.
    2. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 6.
    Входимость: 4. Размер: 89кб.
    3. С. А. Венгеров: Толстой А. К.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    4. С. И. Кормилов: Толстой А. К. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    5. Благоразумие
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    6. Пластический грек
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    7. * * * ("Коль любить, так без рассудку...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    8. И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой. (часть 4)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Основные даты.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    10. Из Гейне ("Вянет лист, проходит лето...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    12. Письмо из Коринфа
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Желание быть испанцем
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. * * * ("На взморье, у самой заставы...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Звезда и Брюхо
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    16. Осада Памбы
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Эпиграмма 1 ("Вы любите ли сыр? - спросили раз ханжу...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. Святополк-Мирский Д.П.: А. К. Толстой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    20. А. К. Толстой: краткая летопись жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Жемчужникову А.М. ("Вхожу в твой кабинет...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Из Гейне ("Фриц Вагнер, студьозус из Иены...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. Проект постановки на сцену трагедии 'Смерть Иоанна Грозного'
    Входимость: 1. Размер: 107кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 5.
    Входимость: 4. Размер: 70кб.
    Часть текста: аристократической простоте была своя сложность, которая исключала какую бы то ни было откровенность. В остроумие он прятался как в скорлупу - оно было видимой частью его исканий. Толстой знал про себя, что он художник, но ощущение собственной талантливости только усугубляло раскаяние - вместо творчества ему подсунули суету, а он не был настолько сильным, чтобы отринуть ненужное и взяться за главное... Впрочем, как и все истинные художники, он преувеличивал собственную суетность. Бездельники не замечают потерянного времени. У работников всякий день, не отданный делу, кажется едва ли не катастрофой. Они терзаются, упрекают себя в лени именно в такие дни, забывая о месяцах, промелькнувших оттого, что думать о постороннем недосуг. Да и праздность художника кажущаяся - это время созревания плодотворной мысли. Толстой был работником. Анна Алексеевна Толстая по-прежнему ревниво опекала сына. Она с ужасом думала о его женитьбе, само слово "жена" было вызовом эгоистической самоотверженности Анны Алексеевны и предвещало, как чудилось ей, катастрофические перемены в сыновней привязанности и любви. Она придумывала болезни, которые требовали длительного лечения за границей и непременного присутствия и заботы сына. Она прибегала к помощи своих всесильных братьев, вызывавших Алексея к себе ради неотложных семейных дел или посылавших его в командировки государственной важности. А там... он развеивался, и его забывали. Так было с промелькнувшей в воспоминаниях графиней Клари и другими увлечениями Толстого. Зимой, в январе, в тот, быть может, самый вечер, когда в Александринке шла "Фантазия", Алексей Толстой по долгу придворной службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад,...
    2. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Глава 6.
    Входимость: 4. Размер: 89кб.
    Часть текста: В Дарданеллы вошла англо-французская эскадра. Осенью началась война. Адмирал Нахимов в Синопском сражении уничтожил турецкий черноморский флот. Тогда англо-французский флот вошел в Черное море. Официально Россия объявила войну Великобритании и Франции в феврале 1854 года. Войну, в которой рухнули планы объединения всех славянских стран и освобождения от турок самого Константинополя, вынашивавшиеся русскими государями уже несколько столетий. Союзный флот бомбардировал Одессу... В российских трактирах читали стихотворение неизвестного автора: Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон Поражает Русь на карте Указательным перстом. Вдохновен его отвагой, И француз за ним туда ж Машет дядюшкиной шпагой... Война сначала не вызвала большой тревоги у большинства образованных людей. Поэты вдохновлялись былыми победами русского оружия. В их стихах - обманчивое ощущение силы и спокойствия. Алексей Жемчужников напечатал в "Современнике" стихотворение "К Русским": ...Недаром грозная царила тишина. Есть мера кротости, конец долготерпенью! Предавшись буйному, слепому увлеченью, Они хотят войны?.. Война!.. Федор Глинка вспоминал, "как двадцати народов каски валялися на Бородине", как "мы... белым знаменем прощенья прикрыли трепетный Париж". Но постепенно громкое "ура!", заглушавшее другие голоса, начинает стихать. И уже московский генерал-губернатор Закревский требует объяснений от Алексея Хомякова, который в стихотворении "России", воззвав: "Вставай, страна моя родная", с болью продолжает: В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена; Безбожной лести, лжи тлетворной, И лени мертвой и позорной, И всякой мерзости полна! О, недостойная...
    3. С. А. Венгеров: Толстой А. К.
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: попечителем харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении". Восьми лет Т., с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Т.; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и таланта Т. В 1826 г. Т. с матерью и дядею отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Beймаре Гете и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. "Мы начали", пишет он в автобиографии, "с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, - и в каждом из этих городов росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал в настоящую "тоску по родине", в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не...
    4. С. И. Кормилов: Толстой А. К. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: В 1834 г. зачислен "студентом" в московский архив министерства иностранных дел, где мог знакомиться с историческими документами, в 1835 г. выдержал при Московском университете экзамен на чин. В нач. 1837 г. назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, но вскоре получил отпуск и проводил время в новых поездках в России и за границей. В декабре 1840 г. перевелся во 2-е отделение собственной е. и. в. канцелярии, где прослужил без особого рвения много лет, был также делопроизводителем комитета о раскольниках. В 1843 г. стал камер-юнкером, в 1851 г.- церемониймейстером двора. В 1850 г. полгода участвовал в ревизии Калужской губ. где в доме жены губернатора А. О. Смирновой (урожденной Россет, хорошо знавшей А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя) познакомился с Гоголем. Впоследствии поддерживал дружеские или приятельские отношения с И. С. Тургеневым, Я. П. Полонским, И. А. Гончаровым, К. К. Павловой, А. А. Фетом, Б. М. Маркевичем, М. М. Стасюлевичем, историком Н. И. Костомаровым. Светский человек, Т. в молодости часто влюблялся, танцевал на балах; он и его двоюродные бр. Алексей и Владимир Жемчужниковы были известны в Петербурге своими шалостями и розыгрышами. Т. был страстным охотником, обладал огромной физической силой и один ходил на медведя. Он особо отмечал влияние на него природы (Там же.- С. 423). Зимой 1850/51 г. Т. полюбил жену полковника конной...
    5. Благоразумие
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: БЛАГОРАЗУМИЕ Поразмыслив аккуратно, Я избрал себе дорожку И иду по ней без шума, Понемножку, понемножку! Впрочем, я ведь не бесстрастен, Я не холоден душою, И во мне ведь закипает Ретивое, ретивое! Если кто меня обидит, Не спущу я, как же можно! Из себя как раз я выйду, Осторожно, осторожно! Без ума могу любить я, Но любить, конечно, с толком, Я готов и правду резать, Тихомолком, тихомолком! Если б брат мой захлебнулся, Я б не стал махать руками, Тотчас кинулся бы в воду, С пузырями, с пузырями! Рад за родину сразиться! Пусть услышу лишь картечь я, Грудью лягу в чистом поле, Без увечья, без увечья! Послужу я и в синклите, Так чтоб ведали потомки; Но уж если пасть придется - Так соломки, так соломки! Кто мне друг, тот друг мне вечно, Все родные сердцу близки, Всем союзникам служу я, По-австрийски, по-австрийски! Конец 1853 или начало 1854 ПРИМЕЧАНИЯ Благоразумие. - Последняя строфа написана несколько позже. Синклит - собрание высших сановников. По-австрийски. - Намек на враждебную по отношению к России позицию, занятую во время Крымской войны...
    6. Пластический грек
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Пластический грек ПЛАСТИЧЕСКИЙ ГРЕК Люблю тебя, дева, когда золотистый И солнцем облитый ты держишь лимон, И юноши зрю подбородок пушистый Меж листьев аканфа и белых колонн! Красивой хламиды тяжелые складки Упали одна за другой: Так в улье шумящем вкруг раненой матки Снует озабоченный рой. [1854]
    7. * * * ("Коль любить, так без рассудку...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Коль любить, так без рассудку...") x x x Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! [1854]
    8. И.Г.Ямпольский. А.К.Толстой. (часть 4)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: к которым бесплодно стремятся приверженцы утилитарности", - писал Толстой (письмо к Маркевичу от 11 января 1870 г.). В середине XIX века подобная оценка общественных задач литературы была обращена против революционной демократии, которой Толстой и его единомышленники приписывали полное отрицание искусства. Но у Толстого, в отличие от Фета, стремление к независимости художника было вместе с тем направлено, как мы видели, и против сковывающих его поэтическую деятельность цепей современного общества и государства. Не только теоретические взгляды, но и поэтическое творчество Толстого связано с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, и поэтому тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях. То же мы видим и у Толстого. Сущности и процессу творчества посвящено одно из его программных стихотворений "Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..". Это апофеоз "душевного слуха" и "душевного зрения" художника, который слышит "неслышимые звуки" и видит "невидимые формы" и затем творит под впечатлением "мимолетного виденья". Состояние вдохновения передано и в других произведениях Толстого, ярче всего в стихотворении "Земля цвела. В лугу, весной одетом...". Толстой представлял его себе как некий экстаз или полусон, во время которого поэт сбрасывает с себя все связи с людьми и окружающим его миром социальных отношений. Другой мотив поэзии Толстого также связан с одним из положений романтической философии - о любви как божественном мировом начале, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной...
    9. Дмитрий Жуков. Алексей Константинович Толстой. Основные даты.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Петровича Толстого и его супруги Анны Алексеевны, урожденной Перовской, родился сын Алексей. Октябрь - Отъезд А. А. Толстой с сыном из Петербурга. 1826, август - Алексей Толстой "выбран товарищем для игр" наследника престола, будущего царя Александра II. Осень - А. С. Пушкин часто навещает в Москве А. А. Перовского, дядю и воспитателя Алексея Толстого, который становится свидетелем их разговоров. 1827, лето - Поездка с матерью и А. А. Перовским в Германию; встреча с Гёте. 1829-1830 - Толстой живет в Петербурге у В. А. и А. А. Перовских и часто видит там Пушкина, Жуковского, Крылова, Вяземского, Погодина и др. А. С. Пушкин читает "Бориса Годунова" у А. А. Перовского. 1831 - Поездка с матерью и А. А. Перовским в Италию. Знакомство с К. П. Брюлловым. 1834, 9 марта - Зачислен "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. 1835, декабрь - Сдает экзамены в Московском университете "из предметов, составляющих курс словесного факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда". 1836, начало - К. П. Брюллов пишет портрет Толстого. 9 июля - В Варшаве на руках у Толстого умирает А. А. Перовский. 1837, 13 января - Назначен "к миссии нашей в Франкфурте-на-Майне, сверх штата". 18 38-1839 - Пребывание в Германии, Италии, Франции. Работа над рассказами "Семья вурдалака", "Встреча через триста лет", повестью "Упырь". Встречи за границей с Н. В. Гоголем. 1840, 9 марта - Произведен в коллежские секретари. Декабрь - Перемещен "младшим чиновником во второе отделение Собственной Его Имп. Вел. Канцелярии". 1841, 9 апреля - Читает "Упыря" у В. А. Соллогуба. Лето - Поездка ...
    10. Из Гейне ("Вянет лист, проходит лето...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Из Гейне ("Вянет лист, проходит лето...") ИЗ ГЕЙНЕ Вянет лист, проходит лето, Иней серебрится. Юнкер Шмидт из пистолета Хочет застрелиться. Погоди, безумный! снова Зелень оживится... Юнкер Шмидт! честное слово, Лето возвратится. [1854] ПРИМЕЧАНИЯ Из Гейне ("Вянет лист, проходит лето..."). - Пародия на русских подражателей Гейне, о которых Добролюбов писал: "Сущность поэзии Гейне, по понятиям тогдашних стихотворцев наших, состояла в том, чтобы сказать с рифмами какую-нибудь бессвязицу о тоске, любви и ветре".